В истории календарей известно многое — от древних папирусов до появления первого рекламного календаря Кока-Колы в 1890 году. Но вот парадокс — с давней историей бывает гораздо легче разобраться, чем с новейшей. Взять хотя бы квартальники.

Честно говоря, достигнуть изначально поставленной цели — то есть докопаться до истоков столь популярных ныне квартальных календарей – нам так и не удалось. Ну что ж, будем считать — раз пока не удалось, значит самое интересное ещё впереди.

Правда, кое-какие намётки уже есть. Например, появилось предположение, местами переходящее в уверенность, что квартальник — порождение советской плановой экономики, прямой наследник табель-календарей, о которых мы писали накануне. Но если табель-календарь был затеей новаторской, в чем-то безумной и даже дерзкой, как и вся молодая советская экономика была жестоким, но по-своему интересным и грандиозным экспериментом, то квартальник можно назвать символом развитого социализма и даже эпохи застоя. И это объясняет многое — например, принципиальную невозможность сделать  из него действительно дизайнерскую вещь. Как ни бейся над сеткой, постером и отделкой — квадратно-гнездовая сущность всё же прорывается на поверхность.

Можно встретить настоящие квартальники в странах бывшего соцлагеря: в Польше, в Болгарии, даже в Германии — как своеобразное наследство от ГДР. (Вот интересно, пользуются ли квартальниками на Кубе?) А на диком Западе квартальными календарями обычно называют календари с сеткой на весь год, где каждый из четырёх кварталов выделен особым цветом, а может быть ещё и подписан римской цифрой для доходчивости. В крайнем случае — перекидной календарь из четырёх листов, опять же с обозначением от I до IV квартала. Вот так банально, и никаких монструозных конструкций на трёх пружинках…

И всё равно, как бы там ни было, мы квартальники делаем и даже по-своему любим, только считаем, что к ним нужно подходить с учетом исторических реалий, не пытаясь перепрыгнуть через голову и “впихнуть невпихуемое” — квартальник хорош именно тем, чем он хорош: прост, недорог, полезен, привычен. Но если заказчику хочется чего-то особого, эстетского — не надо терзать бедный квартальник за все пружинки, добро пожаловать в мир перекидных календарей и спецконструкций!

А исторические изыскания мы всё же будем продолжать. Ведь мало того, что они позволяют докопаться до сути вещей, так ещё по пути попадается немало интереснейших фактов и даже документов. Вот, например, патент на технологию автоматической навивки пружины, всем известной по тем же квартальникам. Патент выдан в 1967 году Даниэлю Пинья в соавторстве с Антонио и Серафино Камоцци. А этот Пинья — из династии  бумагопромышленников, начало которой положил Паоло Пиния, основав в 1870 году своё бумажное производство. Те, кто интересуются полиграфтехникой, могут найти этот патент (и много других, не менее интересных) на необъятных складах гугла