Наверное, все мы любим бывать на полиграфических выставках: то как участники, то в качестве простых посетителей. И надо сказать, традиция эта заведена задолго до нас – Первая Всероссийская выставка печатного дела прошла в Петербурге в 1895 году.
В имперские времена к выставочному делу подходили с куда большим размахом: выставка длилась целых четыре месяца и собрала более 400 участников со всех уголков империи, не считая внеконкурсного участия представителей Австрии, Германии, Дании, Франции и Швейцарии. Выставка проходила под покровительством Великого князя Константина Константиновича и размещалась в залах Императорского Русского технического общества в Соляном городке Санкт-Петербурга. Обширная экспозиция была разбита на 12 тематических отделов: история книгопечатания, издательское дело, граверное и словолитное дело, писчебумажное производство, машины, краски, принадлежности тиснения, типографии, литография и металлография, гелиография, переплетное дело, специальные школы, техническая литература и художественный отдел.
Участвовали не только частные фирмы, но и многие государственные ведомства и типографии, научные общества, учебные заведения и всевозможные общественные организации и комитеты. Состав участников выглядел довольно экстравагантно: к примеру, среди них значилась одиночная тюрьма Санкт-Петербурга, которая представила на суд почтеннейшей публики собственные образцы шрифтов.
На стенде Синодальной типографии была сооружена небольшая часовенка из книг, а остальная экспозиция представляла все этапы книгоделательного процесса от матриц до переплётов.
Особенно интересен был исторический отдел — там можно было увидеть первопечатные книги типографии Ивана Федорова и множество других раритетов.
В экспозиции Типографии Академии наук кроме множества учёных книг можно было увидеть текст «Отче наш», отпечатанный на 357 языках. Этот печатный эксперимент стал одной из диковинок выставки.
На выставке была представлена коллекция всех русских периодических изданий — более пятисот наименований!
Общество Попечительства о слепых под патронажем императрицы Марии Александровны представило на своём стенде книги с выпуклым шрифтом и рельефные географические карты, а также и машины для их печатания.
В художественной части выставки принимали участие такие знаменитые художники как Репин, Васнецов, Шишкин, а также многие известные иллюстраторы.
Поставщики бумаги, красок, машин и всевозможных приспособлений для печати старались показать свой товар лицом — то есть в действии. Выставка, напомним, работала четыре месяца. Некоторые издания печатались прямо там. К примеру, издательство Сойкина показывало типографские машины в работе. Здесь печатались 14 периодических изданий, в том числе журналы «Природа и люди», «Звезда» и другие. Мало того, издавалась и собственная периодика — два раза в неделю выходил печатный Обзор выставки (за всё время работы выставки вышло 34 номера: с 20 февраля по 15 июня).
Награды выставки высоко ценились не только в полиграфической отрасли, но и во всём обществе. Да и давались они не просто так. Вот, к примеру, за что известнейшая типография получила большую золотую медаль:
«Работы типографии А. С. Суворина, при самом разнородном выборе экспонатов, выделяются замечательною ровностью в печати текста, очень хорошими иллюстрационными работами в красках, и вообще видно, что типография, обладая большими средствами, не жалеет расходов на совершенствование производства, а также содержит школу, которая при хорошей постановке является большим подспорьем всему типографскому делу в России»
Медали и памятные знаки выставки и до сих пор ценятся коллекционерами, а традиции, заложенные больше века назад, живут и развиваются, заставляя и нашу типографию на Шаболовке, и наших многочисленных коллег ревностно следить за «замечательною ровностью в печати».