Со временем виниловые диски превратились из обыденных «носителей» в предмет коллекционирования и эстетства, а вместе с ними в эту категорию устремилась их упаковка, давая простор для новых полиграфических экспериментов.

Когда-то в детских журналах была специальная рубрика «Смотри картинку, слушай пластинку». С дизайнерской работой Jens Marklund из американской School of Visual Arts так поступить не удастся. Придётся выбирать что-то одно: либо смотреть, либо слушать и наслаждаться строго по очереди. Дело в том, что сама пластинка (а именно наклейка на «яблоке») является частью дизайна обложки, причём настолько значимой, что когда диска в конверте нет, смотреть особо не на что. Зато когда пластинка прослушана и снова отправляется в конверт, не стоит торопиться ставить её на полку. Можно немножко поиграть в калейдоскоп. Для этого придётся слегка подиджействовать, покрутив винил руками, – правда, не на вертушке, а прямо в конверте. И понаблюдать, как с разным градусом поворота меняется орнамент, иногда так завораживающе, что от него рябит в глазах.

конверты, журналы, упаковка, полиграфия, дизайн обложки, наклейки, вырубка, типография, буклеты, брошюры, квадратные коробки, коробочки, УФ-лак, тиснение, конгрев, офсет, конверты из картона

Да, именно классический круг для лейбла стал полем эксперимента. Это отсыл к тем далёким временам, когда традиционной «одёжкой» для пластинок – тогда ещё граммофонных и патефонных – был простой квадратный конверт с круглой вырубкой в центре, чтобы видно было «яблоко», на котором и размещалась вся необходимая информация о записи и исполнителях. Со временем пластинки обрасли целым набором специфической полиграфии: в типографиях печатались красочные конверты из плотного картона, лучше защищающие хрупкий диск; в них вставлялись вкладыши с текстами песен и прочей инфой, порой принимавшие облик буклета, а то и целой брошюры. Выпускались двойные диски в конвертах-распашонках, а для больших многодисковых произведений или тематических подборок печатались специальные квадратные коробки. Всё это – и конверты, и вкладки и коробочки – зачастую облагораживались УФ-лаком, практичной ламинацией, тиснением или конгревом, как, например, знаменитый Белый альбом the Beatles. Впрочем, традиционный конверт с вырубным кругом тоже никуда не делся, просто он стал играть роль исподнего, пусть иногда и запечатанного офсетом.

И вот Jens Marklund делает явный отсыл к давним традициям, но, конечно же, с доработкой современными материалами. В вырубном окошке не пусто – там вклеена прозрачная плёнка, на которой напечатан графический орнамент, в точности повторяющий рисунок на лейбле. В точности – но только лишь в одном положении. Стоит лишь немного сменить позиционирование одного из кругов, немного провернув пластинку в конверте, и рисунок меняется на глазах, как в калейдоскопе. Ещё поворот – и снова плавная смена рисунка. Ох, где-то мы всё это видели – эти плёнки, эти точки… Дежавю?

Вот так злополучный муар – головная боль многих поколений полиграфистов – превратился в интересный художественный приём для оформления знаменитой «Симфониетты», написанной чешским композитором Леошем Яначеком в 1926 году. Название произведения можно прочитать с другой стороны пластинки – конечно, если провернуть её в конверте до нужного положения.

конверты, журналы, упаковка, полиграфия, дизайн обложки, наклейки, вырубка, типография, буклеты, брошюры, квадратные коробки, коробочки, УФ-лак, тиснение, конгрев, офсет, конверты из картона