Человек несведущий вряд ли догадается, что эта простоватая с виду коробочка представляет собой не только картонно-бумажно-нитяную композицию, но и несёт своего рода философскую подоплёку.
Что ж поделаешь, раз в артефактах современного искусства без контекста ничего не поймёшь (на это и рассчитано) – придётся изучать обстоятельства.
Итак, сделано это было в Бразилии дизайн-студией Amí Comunicação & Design для выставки работ сорока молодых художников-студентов. Их дерзкие (в рамках учебной программы) творения были призваны «исследовать такие предметы, как культура, общественное пространство и разнообразие отношений людей с городом». Вот такое послание Urbi et Orbi.
Сперва ничего интересного в этой картонной коробке и не увидишь, разве что самый пристальный и пристрастный взгляд отметит пробитые вырубкой «ушки», на которые, как корабельные тросы на кнехты, намотаны красные и синие нитки. Но стоит лишь немного сменить ракурс и присмотреться чуть внимательнее, и мы видим, что нитки не просто обвязывают коробочку, а уходят внутрь неё – или же наоборот, выходят из её недр. Также становится заметным изящно оттиснённое конгревом название проекта – DIALOGIKA. Не очередное ли производное от Metallica? Уж сколько их было – от Алкоголики до Апокалиптики, а Диалогики покамест не встречалось))) Но откуда бы не взялась такая форма, суть названия вот в чём: вот это вот всё, и картон, и конгрев, и нитки – попытка обозначить проблему адекватного диалога между современными молодыми художниками и – ни много ни мало – остальным миром. В этой коробке-упаковке собраны, на манер набора открыток, репродукции их работ.
Собственно говоря, это он и есть. Даже формат вполне открыточный – всего лишь 17 x 11 сантиметров, – только язык не поворачивается назвать столь обыденными, суховатыми словами этот коллективный филосовский порыв. Поэтому лучше снова обратимся к разъяснениям самих авторов. А в их трактовке нитки и конгрев обозначают возможность сенсорной связи читателя с проектом. Как? Да вот как-то так, на кончиках пальцев. Кто не прочувствовал – мы не виноваты.
К работам прилагается брошюра, на всякий случай объясняющая суть проекта, а заодно служащая каталогом выставки. Она тоже прошита нитью, но не по корешку, ка это обычно водится, а прямо насквозь по центру страниц – видимо, тоже на всякий случай. Символизм этого художественно-полиграфического акта не берёмся трактовать даже мы, оставив это на усмотрение наших читателей.