Это на ярмарках ещё можно было как-то обойтись народной молвой, яркой вывеской да оравой горластых зазывал, а как пришли им на смену промышленные выставки – баста, господа, извольте запасаться печатной рекламой.
Как повелось больше ста лет назад, так и до сих пор тянется вся эта история с рекламной полиграфией для выставок – и никакое засилье интернета не может её до конца победить.
Да что далеко ходить, каждый, наверное, и сам вспомнит похожую историю: изрядно проплутав выставочными закоулками, находишь среди доброй сотни закутков нужный стенд, а там тебе – бац! – «вся информация у нас на сайте». Ну что же, сфоткаешь адресок, щёлкнешь QR-код и думаешь: и что меня в такую даль понесло, ведь правда же, можно было всё в интернете посмотреть…
А всё дело в том, что «засилье интернета» сыграло в судьбе печатной продукции не только отрицательную роль, но и в каком-то роде положительную, нечаянно наделив её новыми смыслами.
Полиграфия стала восприниматься как часть реального, живого общения. Как нечто осязаемое и более личное, как своеобразный залог и символ какой-то надежной вещественности.
Что же такого особенного, специфического в отраслевых выставках? Рукопожатие, возможность посмотреть в глаза будущим партнёрам, тот момент, когда вежливая улыбка становится искренней: «Сработаемся!». И вот уже идёт традиционный обмен визитками. А на них ручкой подписан запасной номер личного мобильника, солидный процент скидки от владельца компании, время назначенной встречи, пока зарубежные партнёры ещё в Москве – да мало ли что ещё! Это только кажется, что ерунда все эти каракули, а на самом деле, по этим собственноручным пометкам и записям на визитках диссертацию можно написать – и ведь прелюбопытнейшее было бы исследование…
Для шапочного знакомства в ход идут всевозможные буклеты и брошюры, для более детального – подробные каталоги и пухлые папки с целым набором рекламных материалов. Это своеобразное «домашнее задание» посетителю выставки. И – обратите внимание! – в конце концов каждый уходит со своим собственным рекламным букетом, собранным на одной и той же выставочной поляне.
Рекламная полиграфия – это послевкусие выставки. Вернувшись домой или в офис, за чашечкой кофе начинаешь разбирать ворох разномастных брошюр и буклетов, юрких флаеров и солидных папок, а ноги ещё гудят от пробежки по выставочным залам, и за каждой брошюркой так явственно вспоминается и стенд, и лица хозяев, и что там было самое интересное. Интернет? Да-да, конечно, пройдёмся и по сайтам – но попозже, не сейчас, когда мысленно раскручивается «вторая серия» выставки, укладываются в голове впечатления, осмысляются первые результаты.
Всё же как ни крути, а мы, люди, существа телесные, и чтобы посещение выставки или другого подобного мероприятия не превратилось в виртуальный тур, нам не то чтобы необходимы, но так важны овеществлённые воспоминания. Хорошо, если это образец продукции, а нет – так корпоративный сувенир или, как универсальный носитель не только информации, но и традиции – бумага, во всех её рекламно-полиграфических проявлениях.