В дореволюционные времена рекламные плакаты отличались броскостью, натурализмом и предметностью. Было принято думать, что чем нагляднее иллюстрация, тем убедительней она способна воздействовать на потребителей. По этой причине на торговых плакатах конца 19 века преподносился или сам товар, или человек, использующий рекламируемую продукцию. Кроме плакатов торгово-промышленного назначения печатали живописные афиши. В них прослеживался стиль «модерн», получивший повсеместное распространение благодаря французским художникам.

Сейчас подобная манера оформления применяется при печати рекламных плакатов в современных типографиях. Сам процесс печати прост при наличии профессионального оборудования и при условии, что за дело берутся опытные специалисты. Например, в Типографии EGF мастера для изготовления афиш и плакатов используют цифровой или офсетный способ нанесения картинки с последующим покрытием лаком или пленкой. Такой метод позволяет получить изделие с четким и колоритным изображением, которое способно прослужить долгие годы изначально заявленным рекламным или информационным целям.

Владельцы пивоварен, наряду с предпринимателями из других отраслей, активно пользовались подобным способом продвижения своей продукции. В результате чего до наших дней дошли фото колоритных афиш, которые по оформлению не уступают нынешнему дизайну, а порой даже превосходят.

История возникновения традиции пивоварения

Летопись об употреблении алкоголя берет свое начало с эпохи правления князя Владимира Святославовича. Изготовление пива тогда было неразрывно переплетено с общинными постановлениями и религиозными обычаями, поэтому приурочивалось к определенным празднованиям. Православные варили пиво четыре раза в году — на Рождество, в дни масленицы, в родительский поминальный день и на Пасху. Народу разрешалось выпивать «особое пивцо», бражку, хмельной квас и меды также на свадебных пирах и крестинах. Но строжайше запрещалось необузданное пьянство.

Плакат за трезвый образ жизни в царской России

Во времена Бориса Годунова, примерно со второй половины 15-го века, строгость в отношении лиц, злоупотреблявших спиртным, поубавилась. Возлияния устраивались по церковным праздникам и заветным, которые устанавливались общиной по специальному случаю. Среди них были торжества и неприятные происшествия. Именно тогда и развился обычай выпивать по какому-либо поводу, который дошел до сегодняшних дней. В конце 16-го века в Москве начали действовать пивоварни, на которых изготавливали легкое пиво и портер.

Петр I при строительстве флота активно развивал пивоварение, потому что моряки использовали питье как средство от цинги. В 1715 году в изготовлении российского хмельного напитка были задействованы пивовары и солодовники из Европы. С тех пор пиво уже становится привычным угощением на всевозможных праздниках.

Знатные пивоварни Царской России

А в 1795 году во время управления государством Екатериной II произошел случай, который стал легендой основания знаменитой торговой марки «Калинкин». Однажды, пребывая в особо благосклонном расположении духа, императрица пожелала оказать свою милость первому, вошедшему в зал, где она находилась со своими приближенными. Счастливцем оказался придворный пекарь швед Абрахам Фридрих Крон. Екатерина поведала ему об удаче, которая выпала на его долю и предложила просить все, что он пожелает. После недолгих раздумий Крон попросил дать ему возможность открыть пивоваренный завод. На что получил одобрение государыни, участок земли и 30 тысяч рублей на строительство и оборудование предприятия.

Рекламный плакат "пиво "Калинкин"

Вскоре первый масштабный завод в Петербурге был построен в окрестностях монастыря Александра Невского. В налаживании процесса Крону оказал поддержку его друг Даниельсон. С 1805-го года их совместное детище — завод им А. Невского получил статус официального поставщика императорского двора. И после посещения предприятия министром внутренних дел, предприниматели-пивовары были награждены золотыми медалями с гравировкой «За полезное» и удостоены чести демонстрировать Государственный герб на производимой продукции и на рекламных плакатах.

В 1848 году компания Ф. Крона объединилась с внушительной пивоварней П. Казалета, которая располагалась у Старо-Калинкина моста. Какое-то время альянс просуществовал под товарным знаком «Казалет, Крон и К», а в 1862 г. организацию переименовали в «Калинкинское пиво».

Трое учредителей завода развили производство на полную мощь. Предприятие было оборудовано 3 паровыми турбинами производительностью в 52 лошадиные силы, десятью фильтрационными чанами, трудились на нем 350 человек. На общероссийских промышленных художественных показах в Петербурге и Нижнем Новгороде в 1870 и в 1896 гг. предприятию было пожаловано еще две награды — Государственные гербы, которые тут же нашли свое отражение при изготовлении афиш.

Калинкин фото с тремя гербами

Еще одно национальное достояние дореволюционной Руси — шаболовский пиво-медоваренный завод, который был открыт в 1863 г. столичными торговцами В. И. Горшановым и Д. С. Карнеевым. Производство начиналось с торгового представительства 1-ой разряда «Корнеев, Горшанов и К» и за непродолжительный период развилось до площади, занимающей четыре больших строения. На территории предприятий было задействовано 8 паровых двигателей общей мощностью в 125 лошадиных сил и трудилось там 387 работников. Сейчас на месте предприятия располагается «Ресторан на Шаболовке», специализирующийся на создании фирменного пива четырех сортов на собственной не большой пивоварне.

Корнеев и Горшанов (плакат с изображением самолета, несущего бутылки)

За выдающиеся результаты спустя всего несколько лет соучредители шаболовского пивоваренного завода «Корнеев, Горшанов и К» получили почетную привилегию изображать на бутылках, этикетках и на рекламных плакатах Государственный Герб и поставлять свою продукцию к императорскому двору.

На тот момент способы изготовления плакатов свободно можно было еще отнести к направлению живописи. Ближе к XX веку иллюстративному характеру плаката приходит на смену выделение активного цветового пятна на гладком фоне. А созданием афиш уже занимаются не именитые художники, а коллектив типографий. Заказать печать плакатов для своего дела становится возможным в больших тиражах, а также превосходном качестве и Еврографика на Шаболовской, которая тоже расположена в этом знаменитом районе столицы, является ярким примером среди мастерских современного оформительского искусства.