— Да их хоть на цепь в библиотеке сажай, чтоб книжки читали! – громко жаловалась своему телефону громогласная дама, бредущая по аллеям Нескучного сада.

Мы тоже неспешно прогуливались по тем же аллеям (благо, от нашей типографии до Нескучного рукой подать), и случайно долетевшая фраза незнакомки заставила вспомнить о том, что и вправду было время, когда в библиотеках приковывали цепями. Правда, не читателей, а книги.

первопечатные книги, типография, обрез и корешок, переплет, полиграфия для кафе и ресторанов, каталоги к выставке, буклеты, листовки, рекламные материалы

Да-да, существовала такая традиция в публичных библиотеках средневековой Европы, когда рукописные манускрипты и первопечатные издания были на вес золота, а нравы даже грамотной публики оставляли желать лучшего. Настолько, что каждую книгу приходилось оснащать «противоугонкой». Длина цепи позволяла снять книгу с полки и расположиться с ней поблизости, а в некоторых местах сами полки были устроены на манер бюро или пюпитра: подходи, открывай книгу и читай – очень удобно, и не приходится ворочать тяжеленные фолианты:

первопечатные книги, типография, обрез и корешок, переплет, полиграфия для кафе и ресторанов, каталоги к выставке, буклеты, листовки, рекламные материалы

Чаще всего кольцо, за которое крепилась цепь, было вмонтировано в переплёт со стороны обреза, а не корешка – так обложка меньше изнашивалась, зато хранить книги приходилось обрезом наружу, а корешок оказывался вглубине полки. Сейчас нам такой способ хранения кажется просто невозможным: как же отыскать среди книг нужную? Но в те времена книг в библиотеках было не так уж и много, так что библиотекари и так знали, что где стоит; да и на корешках далеко не всегда была хоть какая-то информация:

первопечатные книги, типография, обрез и корешок, переплет, полиграфия для кафе и ресторанов, каталоги к выставке, буклеты, листовки, рекламные материалы

Но были и другие варианты. В библиотеке Марша, открытой в Дублине в 1701 году, приковывать книги просто не было необходимости: вместо этого читателя запирали в некое подобие клетки или тюремной камеры, впрочем, весьма элегантное.
Пожалуй, такой подход понравился бы даме из Нескучного! Тем более, что библиотека Марша до сих пор действует:

первопечатные книги, типография, обрез и корешок, переплет, полиграфия для кафе и ресторанов, каталоги к выставке, буклеты, листовки, рекламные материалы

Впрочем, заметим в скобках, что если клеткам и удавалось сдерживать некоторые порывы темпераментных ирландских читателей, то далеко не все: перед спонтанным проявлением народного творчества цепи и решётки бессильны:

первопечатные книги, типография, обрез и корешок, переплет, полиграфия для кафе и ресторанов, каталоги к выставке, буклеты, листовки, рекламные материалы

История историей, но мысль всегда переносится из прошлого в настоящее: а нельзя ли и сейчас как-то использовать эту фишку с цепями? Уж слишком брутально всё это дело смотрится – не пропадать же такой роскошной идее во мраке средневековья? И сразу же стали появляться всевозможные варианты. Прежде всего – меню в питейных заведениях средневекового или ковбойского стиля (наверное, это потому, что мы печатаем много полиграфии для кафе и ресторанов). Затем, каталоги продукции на выставках или в точках розничной сети (в отличие от буклетов и листовок на раздачу, предназначенные для изучения на месте, и часто выпущенные в увеличенном формате). Что ещё? Книги отзывов на выставках и в музеях (да-да, бывали случаи бесследного исчезновения этих солидных фолиантов, особенно, если в них оставили записи какие-нибудь популярные персоны). Ну и в конце концов, цепь может быть просто декоративным элементом – конечно же, там, где это уместно. Например, в рекламных материалах турфирм, предлагающих путешествия по средневековым замкам Европы.