В середине XVII века в искусстве книгопечатания настал такой момент, когда обычная гравюра в качестве иллюстраций перестала удовлетворять и художников, и читателей, и даже самих печатников. То тут, то там раздавались сетования на её грубоватость, отсутствие деликатных полутонов и мягких световых переходов. Неудивительно, что в ответ на эту назревшую потребность появилось сразу несколько решений, одним из которых оказалась техника, получившая название меццо-тинто, или чёрная манера.

Изобретение  этого способа гравировки приписывается Людвигу фон Зигену (1609-1676 гг), образованному аристократу, профессиональному военному и при этом – гравёру-любителю. В часы досуга от ратных дел он вдохновенно трудился над портретами благородных особ, а это дело, как известно, требует тонкости и деликатного подхода. Но что делать, если даже самая тонко вырезанная на гравюре штриховка не способна передать нежность аристократического румянца влиятельной персоны? Разве что вовсе отказаться от прямолинейности штриха и придумать что-то принципиально иное. Именно так и поступил фон Зиген.

Если обычная гравюра “пишется” черными штрихами по белому полю, то в его способе глубокой печати всё было ровно наоборот: рисунок создавался за счёт разной градации светлых участков на чёрном поле.  А значит, прежде всего нужно было обеспечить чёрный фон.  Для этого металлическую пластину зернили – то есть, с помощью специального инструмента с множеством мелких зубцов равномерно покрывали плотной сетью точечных углублений. Если сделать с такой пластины отпечаток на бумагу, получается очень глубокий и благородный бархатистый чёрный лист. Чтобы получить различные оттенки, нужные участки пластины просто выполаживали, сглаживали, оставляя лишь необходимую глубину. Так, слегка сгладив шероховатость фона, получали глубокий серый оттенок, стерев пупырышки наполовину  – средние тона, а идеально отполировав – чистый белый цвет. Теперь всё зависело от лёгкости руки мастера, так же как в живописи или рисунке.

Гравюра, которую мы здесь разместили – одна из самых ранних сохранившихся работ мастера. Это портрет Амелии Елизаветы фон Гессен, матери ландграфа, у которого служил Людвиг фон Зиген. Работа датируется 1642 годом.

С тех пор техника меццо-тинто менялась, развивалась, разделялась на разные направления, но, представьте себе, живёт до сих пор. Более того, имеет своих верных адептов. К примеру, на одноимённом сайте http://mezzotinto.ru/ можно найти не только подробности многовековой истории меццо-тинто, но и мастер-классы современных художников, работающих в этой манере.