Помните сказку Вениамина Каверина «Песочные часы» – про учителя, который вынужден был каждый день стоять на голове, чтобы подобреть? Так вот, эти рисунки можно рассматривать как угодно: встав хоть с ног на голову, хоть с головы на ноги. Только впечатление от увиденного будет совершенно разным. Но в этом-то и прелесть!

Шведский дизайнер и иллюстратор Patrik Svensson успешно сотрудничает с различными солидными изданиями вроде Wall Street Journal и The New Yorker, и хорошо известен широкой публике своими лаконичными картинками-загадками, зрительными иллюзиями и прочими визуальными неожиданностями и сюрпризами. При этом все его работы выдержаны в духе такого аскетичного минимализма, что, казалось бы, подвоха и ждать неоткуда. Но не тут-то было! Даже если на рисунке Патрика изображена всего лишь одна линия, за ней скрывается как минимум два смысла. А что поделаешь – таков стиль художника, а возможно, и творческое кредо.

дизайнер, иллюстратор, иллюстрация, полиграфический проект, офсетная печать, шелкография, флексопечать, обложка для книги, брошюра, блокнот на пружинке, упаковка, конверты, картонные коробочки, коробка-трансформер, бумажные пакеты, карманные календарики, открытки, дизайн-студия

Так же непросто обстоят дела и с этой серией рисунков-перевёртышей, одной из последних работ Патрика. Мало того, что их можно разглядывать и так и эдак – в паре они составляют один небольшой рассказ, хотите – назовите это академичным словом «диптих», а хотите – мультфильмом из двух кадров. Раскидистая ель и бородатый лесоруб; лодка на волнах и веселый дельфин; рисковый бордер и его же портрет с характерной челкой; скалистые горы и одинокий волк; пляжная дама и… пляжная дама.

дизайнер, иллюстратор, иллюстрация, полиграфический проект, офсетная печать, шелкография, флексопечать, обложка для книги, брошюра, блокнот на пружинке, упаковка, конверты, картонные коробочки, коробка-трансформер, бумажные пакеты, карманные календарики, открытки, дизайн-студия

Пока опубликованы только рисунки. Но наше полиграфически деформированное сознание тут же начинает прикидывать, что будет с ними дальше. Пойдут куда-нибудь в качестве иллюстраций? Что ж, это сделает честь любому изданию. Но потенциал этих рисунков намного выше, и так хотелось бы, чтобы они нашли воплощение ещё в каких-нибудь полиграфических проектах. Тем более, рисунок таков, что отлично адаптируется не только для офсетной печати, но и для шелкографии, и для флексопечати тоже.

Попробуем представить, что бы это могло быть? Прежде всего, это должно быть нечто такое, что можно рассматривать с разных сторон.

дизайнер, иллюстратор, иллюстрация, полиграфический проект, офсетная печать, шелкография, флексопечать, обложка для книги, брошюра, блокнот на пружинке, упаковка, конверты, картонные коробочки, коробка-трансформер, бумажные пакеты, карманные календарики, открытки, дизайн-студия

Первое, что приходит в голову: отличная могла бы получиться обложка для книги или брошюры, а возможно, и для блокнота на пружинке. Главная загвоздка в том, какую картинку ставить на лицо, а какую на оборот?

Упаковка. Здесь полёт фантазии практически неограничен: от простых конвертов и картонных коробочек, до хитрых коробок-трансформеров, разработанных специально для перевёртышей.

А как насчёт бумажных пакетов? Идея заманчивая, и не только потому, что на одну сторону можно нанести первую часть рисунка, а на другую – перевёртыш. Всё немного сложнее и интереснее: иллюзия работает и по горизонтали, и по вертикали. Одна и та же сторона пакета «показывает» разные картинки, когда держишь пакет перед собой и когда стоишь с пакетом в руке, глядя на него сверху вниз.

Карманный календарик. Тут и объяснять ничего не нужно, и так понятно, что всё дело в том, какой стороной его вытащить из кармана. То же самое и с открытками, но это лишь самый простой вариант.

дизайнер, иллюстратор, иллюстрация, полиграфический проект, офсетная печать, шелкография, флексопечать, обложка для книги, брошюра, блокнот на пружинке, упаковка, конверты, картонные коробочки, коробка-трансформер, бумажные пакеты, карманные календарики, открытки, дизайн-студия

Что же касается самих рисунков… Понятно, что кто-то, вежливо позаимствовав идею, попытается нарисовать собственные ребусы-перевёртыши. Интересно, удастся ли поспорить с Патриком Свенсоном в лаконичности и выразительности? Но если вдруг кому-то захочется заполучить оригиналы, художник вполне открыт к сотрудничеству.

Патрик работает по всему миру, а его базовая дизайн-студия располагается в шведском Гетеборге – http://www.psillustration.se/