Признаемся сразу: для того, чтобы понять – нет, хотя бы попытаться понять, – как же она это делает, нужно смотреть эти феерические цветовые скульптуры, скажем так, в профиль. Конечно же, фотографы пытаются найти такой ракурс, чтобы загадка оставалась загадкой, но всё-таки кое-что можно разглядеть. Видите, на некоторых фото в основании композиций стопки бумаги с разноцветным торцом? Те самые, что напоминают гигантские кубарики для записи, или их остатки? В них-то всё и дело. Это та самая благодатная среда, из которой под бережным присмотром Джен прорастают все эти причудливые цветы, а иногда даже рождаются новые звёзды.
Джен – опытный мастер бумажного дизайна. Её ранние работы геометричны и, в большинстве своём, довольно просты в композиции. Но взрывы цвета и переливы оттенков так закручивают эту кажущуюся простоту в тугие водовороты изменчивых форм, что если долго смотреть на работы Джен, что-нибудь обязательно начинает кружиться: то ли эти разноцветные звёзды, то ли голова, то ли земля под ногами. “И всё-таки она вертится!” – только и остаётся тихо повторять вслед за Галилео, и, едва оторвав взгляд от одной картинки, тотчас же переходить к следующей.
Работы Джен похожи на застывший бумажный калейдоскоп. Кажется, встряхнуть хорошенько, и сложится другая картинка. Такая же яркая и неповторимая, но совершенно иная. В её ранних работах повсеместно звучит тема прорыва, преодоления. Цветы и звёзды словно пробиваются сквозь асфальт или корку снежного наста, а может быть льда.
Но совсем не обязательно искать бумажных скульптурах Джен только отголоски вселенского пафоса. Здесь есть место и мягкому, несмотря на яркость, юмору: приглядитесь повнимательнее, может быть, какая-то композиция напомнит вязаный крючком бабушкин половичок, или спил дерева, которое выросло под окнами лаборатории Pantone)))
Как Джен работает? Всё делается вручную. Карандаш, линейка и простой резак для бумаги – вот и весть её рабочий арсенал. Слой за слоем, день за днём Джен аккуратно водит лезвием по разноцветным листам. А ведь до этого нужно ещё разработать эскиз и подобрать тонированную бумагу несметного множества цветов и оттенков. Правда, со временем готовых оттенков дизайнерской бумаги ей стало катастрофически не хватать, и Джен взялась за фломастеры. Исчерпались возможности этой цветовой палитры – в ход пошли акриловые краски.
Джен родом из Майами, но последние три года живет в Лос-Анжелесе, где обзавелась собственной дизайн-студией. Не первый раз нам на глаза попадаются работы Джен Старк, и нельзя не заметить, что с течением времени цвет одержал уверенную победу над материалом: бумага по-прежнему важна в её творчестве, но теперь она тут явно не главный компонент – и даже не обязательный.
Если раньше бумажные скульптуры Джен скромно демонстрировались на выставках бумажного арта, то теперь ей удалось вырваться в открытое пространство. Например, однажды она разукрасила в своей радужной манере эскалатор в торговом центре в Чикаго.
Время от времени приходится потрудиться и для полиграфии. Например, одна из работ Джен Старк украшает обложку июльского номера Cosmo. Конечно же, дизайн обложки не обошелся без сердечка, но если присмотреться, в самой глубине этого сердца обнаруживается черная дыра. Чужая душа – потёмки.
Джен признаётся, что её действительно увлёк космос, чёрные дыры, которые в её исполнении превращающиеся в цветные, и прочие цветовые флуктуации. Есть опасение, что художница вплотную подобралась к фракталам, а фракталы никогда не отдадут свою жертву!
Остальной космос – на сайте Джен –