«Голова в пакете» – звучит зверски, выглядит комично, а главное, даёт широкое поле для интерпретаций.
Вот привычная картина: побывав на выставке, вы вернулись с ворохом рекламной полиграфии, просмотрели, рассортировали, что-то отложили, что-то отправили в мусорную корзину – но что делать с несколькими оставшимися бумажными пакетами? Пригодятся? Или будут только занимать место? В мусорку вроде бы жалко… Вот и не торопитесь. Из ненужных бумажных пакетов можно сделать столько всего интересного! Впрочем, лучше расскажем об одном проекте если не родоночальников «пакетного арта», то уж явно его законодателей, никак не меньше.
Это совместный проект двух знаменитостей: фотографа Инге Морат и художника Сола Стейнберга.
Собственно, так они и познакомились. Ингебора, к тому времени весьма известная личность в мире журналистики, к тому же фотограф из Магнума, снимала серию портретов знаменитых писателей, режиссеров, художников и прочих деятелей искусств. Работая над этим проектом, в один прекрасный момент она оказалась на пороге дома Стейнберга, популярного художника и каррикатуриста, славившегося своей эксцентричностью. Говорят, будь он в тот момент не в настроении, мог бы и вовсе не впустить посетительницу в дом, несмотря ни на какие договоренности. Но Инге повезло: хозяин дома сам распахнул перед ней дверь. Правда, на голове у него в этот момент красовался бумажный пакет с только что нарисованной рожей. Именно так он и собирался позировать Ингеборе, утверждая, что это и есть его настоящее лицо!
А, собственно, почему бы и нет? В конце концов, отец Сола был переплётчиком и занимался производством картонных коробок, так что ничего удивительного, что волшебный мир упаковки стал частью его детства и теперь нашёл какое-то отражение в его личности.
Будь у Инге немного хуже с нервами или с чувством юмора, фотосессия вообще могла бы не состояться. Но она всё же состоялась, и даже более того – положила начало длительному совместному проекту.
Проект назывался «Маскарад» и суть его была вызывающе проста: Инге фотографировала разных людей в масках, сделанных Стейнбергом. Надо ли уточнять, что основным материалом для них послужили всё те же неизменные бумажные пакеты (иначе вряд ли эта серия оказалась бы в нашем блоге))).
Работа над проектом растянулась на три года – с 1959 по 1962 – а потом Инге вышла замуж за драматурга Артура Миллера и ей стало немного не до того, да и дело уже было, в общем-то, сделано.
Сколько всего пакетов ушло на это дело – даже приблизительно не известно. Что потом с ними сталось – тоже. Впрочем, некоторые экземпляры разошлись по музеям и коллекциям, например, одну из масок Стейнберг подарил Школе искусств в Чикаго. Для любителей точности указан даже размер бумажного пакета, из котогого сделан экспонат – 14 ½ x 7 ¾ дюйма.
За прошедшие с тех пор полвека кто только не надевал на голову бумажные пакеты! Сколько было всевозможных арт-проектов, ничуть не смущавшиеся своей вторичностью! Но это, на наш взгляд не самое главное: куда интереснее, что искусство стремительно ушло в народ, и пакеты на головах стали одним из популярнейших видов масок во всей Америке и не только – благодаря доступности материала, простоте исполнения и неизменной эффектности образа.
Вот и мы предлагаем нашим читателям, задумавшимся над излишками бумажных пакетов, попробовать свои силы в этом направлении, если не для личного пользования, так для детских игр и развлечений.
Если же под рукой нет подходящего материала и нет терпения ждать до ближайшей выставки, спешим обратить ваше внимание, что в нашей типографии на Шаболовке можно приобрести отличные готовые крафт-пакеты, чистые, без запечатки. Конечно, продаются они мелким оптом, но это же как раз то что надо для какой-нибудь весёлой вечеринки с маскарадом. Вот он, простор для творчества! Пакеты разных размеров, и фирма гарантирует, что на голову они отлично налезут.