От этих портретов рябит в глазах. Хочется пристально вглядываться в них, и, одновременно, тянет отвернуться, потому что глаза не выдерживают и начинают болеть. Как следует проморгавшись, смотришь на них снова, потом опять отворачиваешься, и так до тех пор, пока мозг не адаптирует зрение, выбрав подходящий способ созерцания: то ли сосредоточенность на деталях, то ли лёгкий расфокус.
И лица-то всё какие знакомые… Благословенного дня, ваше величество!
Но что это? Трафаретная печать? Шелкография? Может быть, гравюра для линотипического станка? Нет, нет и нет. Полиграфия тут, увы, не при делах. Корейский художник Yoo Hyun не гравёр и не шелкограф, а просто… резчик бумаги. Виртуозный резчик! Он орудует лишь резаком и пинцетом, но каждый след его лезвия – как операционный разрез под скальпелем хирурга.
И он знает, отлично знает о том, как воздействуют его работы на неподготовленный взгляд. Знает, и специально подшучивает над посетителями выставок. Только-только зритель настроил глаза, вошел в колею, пригляделся, и вдруг пожалуйста — новый приступ морской болезни. Снова океаническая рябь терзает зрачки, но теперь ещё и укачивает, да так, что в глазах начинает двоиться, а то и троиться! Присмотришься: ох, это всего лишь ловкая шутка маэстро:
Портреты выходят воздушные, белоснежные, на светлом фоне почти невидимые, и потому требуют «проявки». Чтобы помочь зрителям лучше разглядеть все нюансы – и облегчить задачу фотографам, – Yoo Hyun помешает свои произведения на контрастный фон. Его любимая тема – сочная чернильная клякса.
Клякса — контраст не только цвета, но и действия: размашистая, почти хаотическая свобода движения рук, брызги краски вразлёт – как компенсация самому себе за часы кропотливого труда и выверенных до миллиметра движений. Экспрессия черного в контраст статичному, упорядоченному белому, и всё вместе работает куда мощнее, чем просто два листа бумаги, один из которых забрызган краской, а другой изрезан ножиком.
Впрочем, черный хорош, но не обязателен. Годится любой контрастный монохром, тем более, если можно добавить ещё одну иллюзию: издалека картина кажется дизайнерским принтом на красном платье:
Результат потрясающий! Но ещё больше поражает воображение сам процесс: художник начинает вырезать свои картины не с начала, не с конца, а по какой-то одному ему ведомой логике. Причем на глаз, безо всякой разметки (если только её нет на обороте, который тщательно скрывают от любопытного зрителя))). Просто берёт в руки резак и режет одну линию за другой:
Вблизи картина поражает ещё больше: каждый рез похож на след осцилографа. Такое ювелирное изящество вряд ли под силу даже лазеру, не то что обычной типографской вырубке, пусть даже на самом лучшем тигельном прессе:
Больше всего нас беспокоит один вопрос: что художник делает с обрезками? Вопрос не праздный, ведь если собрать все эти лишние полосочки и в нужном порядке наклеить на другую кляксу – получится ещё один портрет, только, по отношению к первому, как бы в негативе.
Не верите? Попробуйте сами вырезать что-нибудь простенькое и убедитесь!
Странички художника:
https://www.facebook.com/yoo.hyun.artist
https://instagram.com/yoo.hyun/