Мы редко задумываемся, сколько труда вложено в самые простые, обыденные вещи. Взять, например, карты. Пользуемся-то мы, в основном, гуглом с яндексом, да в след за фонвизинским недорослем Митрофанушкой, которому «незачем учить все земли, кучер довезет куда будет нужно», послушно движемся по навигаторам. Ну так что ж – спутник нам всем в помощь. Но иногда в руки попадает старая бумажная карта (так и хочется сказать – настоящая), такая большая, полноформатная, на весь стол. Её и развернуть-то нужно умеючи, а уж сложить как было – целая наука. Только о том и думаешь, как бы не помять.
Китайский художник Ji Zhou мастер мять руками карты, – нет, не карты – бумагу с причудливым хаотичным орнаментом рек и изобар, разминать в пальцах, вылепливая из мятой бумаги не менее причудливые силуэты горных массивов. Здесь нет никаких привязок к местности, поэтому абсолютно никакого значения не имеет, какой именно кусочек планеты изображен на попавшем под руку клочке карты. Это всего лишь стройматериал – и не более того. Даже названия его работ чётко говорят об этой отстранённости: «Карта №3» или «Карта №5» – все совпадения случайны и не несут смысловой нагрузки.
Увы, вся эта замысловатая фальцовка, полноформатная печать, ювелирная вёрстка и отрисовка, скурпулёзная картография и даже эпоха великих географических открытий – всё это вынесено за скобки истории. Ji Zhou интересны лишь вопросы цивилизации, и меньший масштаб его не устраивает.
Но, может быть, карты – это слишком сложно? Горы – слишком архаично? И вот к тому же вопросу Ji Zhou подходит с другой стороны. Пусть карты и горы символизируют нетронутую природу, а символом урбанистической цивилизации будут книга и мегаполис. Впрочем, подход и здесь ровно тот же: ни классический твердый переплёт с тиснением на обложке, ни изящная простота книжной вёрстки, оттеняющая эмоции иллюстраций, ни сами поэмы, романы и философские трактаты величайших мыслителей, писателей и поэтов – всё это снова остаётся за скобками. Книга – кирпич, плитка, модульный блок в книгоблочном строительстве цивилизации Ji Zhou.
Эта серия носит название Civilized Landscape, причем дословный перевод не передаст и половины смыслов, а тем более игры слов. Поэтому мы бы перевели это как «Рукотворная природа». Тогда станет понятнее главный вопрос, который художник задаёт самому себе, зрителю и миру: рукотворная природа – это тавтология или оксюморон? Что есть цивилизация? Иллюзия, созданная человеком, или неизбежный продукт эволюции?
Художник ни во что не ставит кропотливый типографский труд, но не со зла, не из вредности и не по гордыне: он просто безразличен к нему, как всего лишь к материальному носителю идеи; настолько безразличен, что ему всё равно, выставлять в галереях свои инсталляции, или их фотографии. Он просто философ, этот Ji Zhou. Ему сорок пять, в его багаже хорошее художественное образование в Пекинской академии искусств и в Сорбонне, а потом целая череда персональных выставок в разных точках мира. Художественная и человеческая зрелость всё более отрывает его работы от материального, осязаемого. И как бы ни было нам жаль, что в эту обойму попала и наша любимая полиграфия, с мерным шелестом чуть шершавой бумаги, ритмичным стуком печатных машин и запахом типографской краски, остаётся лишь радоваться, что именно полиграфическая продукция послужила если не поводом, то отправной точкой для визуальной беседы художника со зрителем на столь высокие темы. А то ведь далеко не каждый, даже преодолев материальность книг и карт с помощью ридеров и навигаторов, сам доберётся до вопросов к цивилизации.
Подробнее о художнике – hdmgallery.com/artist/ji-zhou-2