С 9:00 до 22:00
WhatsApp
Задать вопрос
Наверх
Сообщение успешно отправлено!
Заказать обратный звонок
Наш специалист свяжется с вами в ближайшее время и ответит на интересующие вас вопросы
Нажимая на кнопку “Заказать звонок”, я даю своё согласие на обработку указанных персональных данных , подтверждаю, что мне понятна Политика конфиденциальности типографии EGF (Еврографика), я принимаю Условия обслуживания .
Заказать обратный звонок
Наш специалист свяжется с вами в ближайшее время и ответит на интересующие вас вопросы
Физлицо
Юрлицо
Нажимая на кнопку “Отправить”, я даю своё согласие на обработку указанных персональных данных , подтверждаю, что мне понятна Политика конфиденциальности типографии EGF (Еврографика), я принимаю Условия обслуживания .

В начале было...

03.05.2013
О том, Что же именно было в начале, мы услышим уже скоро - в пасхальную ночь. А сегодня обратимся к Распятию, точнее, к одному из иконографических сюжетов, прямо и непосредственно связанному с полиграфией. Мы все настолько привыкли, что бумажная иконка - всего лишь репродукция, а настоящий подлинник - вот он, писаный красками по дереву. Да в общем-то, так оно почти всегда и бывает. Но только почти. Есть и из этого правила исключения. Примером тому - иконописный сюжет, получивший название "Плоды страданий Христовых". Здесь всё ровно наоборот. Вначале была гравюра, искусно выполненная мастером Оружейного двора Василием Андреевым в далёких 1680-х годах.  Впрочем он-то, видимо, был лишь талантливым исполнителем, а сам иконографический замысел принадлежал ученому монаху и поэту Сильвестру Медведеву, справщику и книгохранителю Московского печатного двора, составленный по книге его наставника Симеона Полоцкого (их вклад в отечественную полиграфию заслуживает особого рассказа - но это уж в другой раз). Гравюра эта создавалась для того, чтобы в доступной для простого народа форме рассказать о смысле Распятия Христова и  о том, что оно принесло миру и человечеству. Как ни странно это звучит (а кому-то может показаться чуть ли не кощунственным), но если проводить параллели с современностью, то ближе всего из всевозможных визуальных направлений окажется... комикс. Из не совсем современных - лубок. Так оно и есть: нарочито примитивные картинки плюс краткий поясняющий текст. И уж совсем другой вопрос, что сейчас далеко не каждый человек, искренне причисляющий себя к интеллегенции, сможет хоть как-то разобраться в том, что было понятно простолюдинам конца семнадцатого века... Но вернёмся к работе Василия Андреева. Вряд ли тираж был особенно велик, но с распространением гравюры её сюжет вошёл в церковный обиход: писались фрески, "настоящие" иконы на дереве. Если и не сама гравюра, то её последующие интерпретации повлияли даже на форму нательных крестов: в конце XVII - XVIII веках распространились процветшие кресты с удлиненным вертикальным древом. Для тех, кто всё же хочет попробовать разобраться  с сюжетом - вот его краткое описание - http://pravicon.com/info-827. Ну а к истории Московского печатного двора мы вернёмся ещё не раз.

Другие новости типографии

Перейти в Новости