О том, Что же именно было в начале, мы услышим уже скоро — в пасхальную ночь. А сегодня обратимся к Распятию, точнее, к одному из иконографических сюжетов, прямо и непосредственно связанному с полиграфией.

Мы все настолько привыкли, что бумажная иконка — всего лишь репродукция, а настоящий подлинник — вот он, писаный красками по дереву. Да в общем-то, так оно почти всегда и бывает. Но только почти. Есть и из этого правила исключения. Примером тому — иконописный сюжет, получивший название «Плоды страданий Христовых». Здесь всё ровно наоборот. Вначале была гравюра, искусно выполненная мастером Оружейного двора Василием Андреевым в далёких 1680-х годах.  Впрочем он-то, видимо, был лишь талантливым исполнителем, а сам иконографический замысел принадлежал ученому монаху и поэту Сильвестру Медведеву, справщику и книгохранителю Московского печатного двора, составленный по книге его наставника Симеона Полоцкого (их вклад в отечественную полиграфию заслуживает особого рассказа — но это уж в другой раз).

Гравюра эта создавалась для того, чтобы в доступной для простого народа форме рассказать о смысле Распятия Христова и  о том, что оно принесло миру и человечеству. Как ни странно это звучит (а кому-то может показаться чуть ли не кощунственным), но если проводить параллели с современностью, то ближе всего из всевозможных визуальных направлений окажется… комикс. Из не совсем современных — лубок. Так оно и есть: нарочито примитивные картинки плюс краткий поясняющий текст. И уж совсем другой вопрос, что сейчас далеко не каждый человек, искренне причисляющий себя к интеллегенции, сможет хоть как-то разобраться в том, что было понятно простолюдинам конца семнадцатого века…

Но вернёмся к работе Василия Андреева. Вряд ли тираж был особенно велик, но с распространением гравюры её сюжет вошёл в церковный обиход: писались фрески, «настоящие» иконы на дереве. Если и не сама гравюра, то её последующие интерпретации повлияли даже на форму нательных крестов: в конце XVII — XVIII веках распространились процветшие кресты с удлиненным вертикальным древом.

Для тех, кто всё же хочет попробовать разобраться  с сюжетом — вот его краткое описание — http://pravicon.com/info-827. Ну а к истории Московского печатного двора мы вернёмся ещё не раз.