Что только ни делают люди с бумагой! Мы, например, на бумаге печатаем. Другие рисуют, третьи на ней пишут. Кто-то складывает, а кто-то просто берёт и режет.
Канадская художница Myriam Dion режет по напечатанному. Причём предпочитает брать за основу не листовки с буклетами, а популярные газеты. Правда, из них она выбирает цветные, напечатанные на более плотной бумаге, но тем не менее принципиально предпочитает их сугубо рекламной полиграфии – так выходит острее и социальнее.
Её острый ножичек резво снуёт взад-вперёд, из стороны в сторону, намечает, подсекает, оставляя за собой ажурную бумажную мережку.
Фразы рассыпаются на слова, слова на буквы, да и от букв остаются лишь отдельные штрихи, образуя своеобразный «твидовый» эффект, загадочную крапчатость фона. И вот уже простенькие, в сущности, картинки превращаются в пикторески, и появляется в них нечто от постимпрессионизма, способное порадовать самого Писсаро.
Пожалуй, основной эффект складывается благодаря тому, что часть картинки – совсем небольшую – Мариам оставляет недорезанной. Ровно настолько, чтобы оставалось впечатление, что смотришь на улицу сквозь тюлевую занавеску. И в этом есть своя философская, а если хотите, и социальная подоплёка: любая газета, да и прочие масс-медиа, как бы ни хотелось им считать своё издание объективным и независимым, всё равно являет собой некую метафизическую тюль, с большей или меньшей плотностью рисунка, сквозь которую читатель и разглядывает предложенные события. Да что там говорить, порой сияющая Уф-лаком рекламная брошюра оказывается честнее и объективнее иных газет. Так может быть, Мариам и не использует в качестве рабочего материала все эти буклеты и плакаты, потому что они не требуют доработки напильником – то есть, резаком?