Май, солнце, птичий щебет. Все пернатые уже вернулись из тёплых краёв, устраивают гнёзда. Какое раздолье для юных и не очень юных натуралистов!

Если неспеша идти от Шаболовки к нашей типографии по скверу у стен Донского монастыря, можно встретить не только воробьёв да голубей, но и скворца, и соловья, и пеночку, и зарянку, и зяблика, и… но нет, мы всё же полиграфисты, а не биологи, для нас это просто бойкие птахи, соседство с которыми радует и манит заглянуть в орнитологический атлас.

Кар-кар-карты

И манит, знаете ли, не только москвичей. Лондонская художница Claire Brewster тоже любит птиц, и тоже любит заглядывать в атласы, и не только орнитологические. И те из них, что кажутся ей устаревшими или вообще какими-то неправильными, она решительно режет острым скальпелем. Режет, режет и режет, пока географический атлас не превратится наконец в правильный – орнитологический. Эх, не знали лондонские типографии, что они на самом деле печатают!))

карты и атласы, типография, рекламная полиграфия, брошюры, буклеты, типография на Шаболовке

Так вот, Клэр режет, и географические карты наполняются птицами. Множеством птиц. Но тщетно будет искать дотошный читатель прямую связь между конкретной картой и конкретной птицей. Клэр не настолько заморачивается на деталях, чтобы вырезать каждую птаху из карты мест её зимовки или гнездования. Нет, её идея гораздо шире и, как бы это выразиться, гуманитарнее. Для неё птица – символ свободы (и такие мелочи, как жесткий ареал обитания художницу совсем не смущают), а карты – символ пространства.

Кар-кар-карты

Может быть, это страсть к естествоиспытанию, или хотя бы туристическим путешествиям? Тогда почему бы не использовать устаревшую рекламную полиграфию, ведь она теряет актуальность гораздо быстрее карт и атласов? По крайней мере, выкроенные из фотографий экзотических мест их коренные обитатели могли бы смотреться вполне органично.

Но это, знаете ли, было бы несколько не по-английски. У карт весьма специфическая цветовая гамма, узнаваемая и довольно консервативная. А если вырезать птичек из рекламных брошюр и туристических буклетов, может получиться чересчур пестровато. И повышается риск упустить ту грань, за которой колористика перетягивает одеяло внимания на себя и затмевает форму. Тонкую, хрупкую, изысканную резную форму, которая так удаётся Клэр не зависимо от содержания.

карты и атласы, типография, рекламная полиграфия, брошюры, буклеты, типография на Шаболовке

А между тем, Клэр вкладывает и ещё один смысл в свои работы: «птицам визы не нужны и границы не важны». Популярная в недавнем прошлом идея свободной миграции стремительно теряет былую популярность в континентальной Европе, но в старой доброй Англии почему бы и не покреативить на эту гуманистическую тему – ведь редкая птица долетит до середины Ла-Манша.