Рано или поздно, литератору надоедает обивать пороги всевозможных издательств и он предпринимает попытку самостоятельно издавать свои творения. У одних это получается лучше, у других хуже. Некоторые из подобных опытов становятся знаковыми в истории книгоиздания.

Фёдор Михайлович Достоевский уже в начале своего литературного поприща хлебнул горя из-за издательской деятельности. Его старший брат Михаил, взявшийся издавать журнал «Время», скоропостижно скончался, оставив после себя немало долгов по издательству. Федор Михайлович взял на себя обязательства по долгам брата и расплачивался с ними почти до конца жизни. Из-за постоянной стесненности в средствах он был вынужден предлагать свои романы издателям толстых журналов за любую, самую малую плату. Издатели, надо сказать, не стеснялись этим пользоваться: Достоевскому платили около 150 рублей за печатный лист, в то время как другие, менее зависимые от гонораров писатели, например, Тургенев, получали вдвое-втрое больше.

издательство, печать книг, визитки, визитные карточки, типография, брошюровка, материалы для переплета, полиграфия, брошюровочные работы, типография на Шаболовке

Фёдор Михайлович Достоевский

Положение стало понемногу меняться, когда за издание романов Достоевского взялась его вторая жена – Анна Григорьевна Сниткина-Достоевская, верная соратница и деятельная помощница на литературном фронте.
Видимо, неспроста даже само их знакомство произошло из-за издательских козней. Один не слишком щепетильный издатель, скупив векселя Достоевского (что грозило не только описью имущества, но и долговой тюрьмой), поставил ему драконовские условия печати нового романа: если роман не будет готов к сроку, все права на него и на издание собрания сочинений перейдут к издателю! Оставалось чуть больше месяца, а роман ещё не был даже начат. Писатель был почти в отчаянии: пусть в голове у него роман вполне созрел, но написать и отредактировать его за один месяц – это фантастика. Видя, что Достоевский близок к отчаянию, друзья писателя посоветовали ему предпринять эксцентричный шаг, прибегнув к помощи новомодной тогда стенографии – скорописи, состоящей из специфических крючков и закорючек. В качестве стенографистки была рекомендована Анна Сниткина, одна из лучших учениц стенографических курсов, и работа пошла полным ходом: по нескольку часов в день Федор Михайлович диктовал, Анна стенографировала, а потом шла домой расшифровывать записанное, чтобы следующим утром принести писателю несколько листов готовой рукописи. Это удивительно, но роман «Игрок» был написан к сроку! Примерно к тому же сроку писатель понял, что расстаться со своей помощницей уже не сможет – так что всего три месяца спустя он был уже женат, и, судя по мемуарам и опубликованной переписке, весьма счастливо. Супруга по-прежнему помогала ему в литературной работе, а через несколько лет решилась на самостоятельное издание романа «Бесы».

Интересный момент: издательская деятельность Анны Григорьевны началась с… обыкновенных визиток! Вот что она вспоминает:

«Заказывая визитные карточки для мужа, я разговорилась с владельцем типографии и спросила, на каких условиях издаются книги. Он объяснил, что большая часть книг издается на наличные, но что если у автора имеется значительное литературное имя и книги его раскупаются, то каждая типография с охотою даст полугодовой кредит с тем, что если через полгода деньги не будут уплачены, то на неуплаченную сумму будет взиматься известный процент. На таких же условиях кредита можно получить и бумагу для издания. Он же мне сообщил и приблизительную стоимость предполагаемого мною издания, то есть стоимость бумаги, типографской и брошюровочной работ. Согласно его расчету, издание романа “Бесы” в количестве 3500 экз. могло обойтись около четырех тысяч рублей. Назначить за три тома, напечатанных крупным, изящным шрифтом на белой атласистой бумаге, типографщик советовал не менее трех рублей пятидесяти копеек.

<...> Бумагу для печатания мы взяли у фирмы А. И. Варгунина, в лучшей как тогда, так и поныне фабрике тряпичной бумаги. Печатать же отдали в типографию Замысловского, тогда же перешедшую в собственность бр. Пантелеевых. Конец 1872 года и начало следующего года прошли у нас в заботах о книге: я читала первую и вторую корректуры, авторскую же просматривал Федор Михайлович.
Около двадцатых чисел января книга была сброшюрована и часть ее доставлена к нам на дом. Федор Михайлович был очень доволен внешним видом книги, а я так даже ею очарована.»

издательство, печать книг, визитки, визитные карточки, типография, брошюровка, материалы для переплета, полиграфия, брошюровочные работы, типография на Шаболовке

Первый опыт самостоятельного издания. Титульный лист

Конечно, у начинающих издателей не всё шло гладко, случались и всевозможные казусы – в основном, с книгопродавцами, а о сотрудничестве с типографиями в мемуарах Анны Григорьевны нет ни одного нелестного воспоминания! Наоборот, это были приятные хлопоты: выбор и заказ бумаги и материалов для переплёта; поиск, где бы сократить семь строк по просьбе метранпажа; вычитка и корректура гранок – словом, вся прелесть размеренного полиграфического процесса.

Анна Григорьевна Достоевская занималась изданием книг своего мужа тридцать восемь лет: сперва вместе с ним, а после смерти Фёдора Михайловича абсолютно самостоятельно. Впрочем, к тому времени она стала настолько опытным издателем, что Софья Андреевна Толстая, решившая также заняться изданием книг своего мужа, Льва Николаевича, специально приезжала в Петербург, чтобы встретиться с Анной Григорьевной и попросить её совета.

Софья Андреевна хотя и не владела стенографией, но но тоже немало помогала мужу в работе над рукописями: переписывала их набело, держала корректуру и… порой даже немного редактировала, обладая более лёгким, чем у Толстого, слогом.

Вот что пишет Анна Григорьевна в своей книге «Воспоминания» об этих встречах:

«С графинею Софией Андреевной Толстой я познакомилась в 1885 году, когда, в один из приездов в Петербург, она, доселе мне незнакомая, пришла просить моих советов по поводу издательства. Графиня объяснила мне, что до того времени сочинения ее знаменитого мужа издавал московский книгопродавец Салаев и платил за право издания сравнительно скромную сумму (если не ошибаюсь, двадцать пять тысяч). Узнав от своих знакомых, что я удачно издаю сочинения моего мужа, она решила сделать попытку самой издать произведения графа Льва Николаевича и пришла узнать от меня, представляет ли издание книг особенно много хлопот и затруднений? Графиня произвела на меня чрезвычайно хорошее впечатление, и я с искренним удовольствием посвятила ее во все “тайны” моего издательства, дала ей образцы подписных книг, объявлений, мною рассылаемых, предостерегла ее от некоторых сделанных мною ошибок и т. д. Так как подробностей было много, то мне пришлось посетить графиню у ее сестры Т. А. Кузминской, и графиня побывала у меня два-три раза, чтобы выяснить то, что казалось для нее туманным.
К моей большой радости, мои “издательские” советы пригодились графине Софье Андреевне: ее издание удалось превосходно и дало большую прибыль. С тех пор более двух десятков лет графиня сама с большим успехом издавала сочинения графа Льва Николаевича.»

издательство, печать книг, визитки, визитные карточки, типография, брошюровка, материалы для переплета, полиграфия, брошюровочные работы, типография на Шаболовке

Лев Николаевич и Софья Андреевна Толстые

И сейчас, полтора века спустя, находится немало желающих самостоятельно напечатать свои книги стихов или прозы, выпустить альбомы своих фотографий или репродукций живописных работ. Что характерно, авторам приходится сталкиваться ровно с теми же проблемами, что и в позапрошлом веке: крупные издательства платят мизер, мелкие берут немалый процент за свои услуги, а к сетевым книгопродавцам и близко не поъедешь. Но тем не менее, до сих пор находятся такие смелые люди, и мы всегда рады их появлению в нашей типографии на Шаболовке – всё же приятно на деле ощущать вековые традиции книгопечатания. Пусть даже знакомство с автором начнётся с печати обыкновенной визитки.