Узнаёте? Нет? Ну как же, ведь это красотка из нашего предыдущего рассказа. Небольшой подборкой её портретов мы и завершим наш импровизированный кока-кольный триптих. Эту милую барышню звали Хильда Кларк. Она была актрисой и обладала весьма приятным сопрано, но несмотря на это в истории осталась как первое “лицо” Кока-колы.

Кратко напомним историю бренда: считается, что в 1886 году напиток был не то придуман, не то выкуплен у какого-то фермера фармацевтом из Атланты Джоном Пембертоном, запатентован в качестве лекарства “от любых нервных расстройств” и продавался в центральной городской аптеке через автомат. В его состав входили листья коки, и морфинисты – а Пембертон, говорят, был из их числа, – могли с помощью кока-колы если и не “завязать” с морфием, то по крайней мере изрядно снизить дозу. Впрочем, в те давние времена отношение к подобным препаратам было совсем иное. Ещё одна особенность бренда: его знаменитый логотип принадлежит перу не художника, а… бухгалтера, Френка Робинсона, но при этом уже второе столетие сохраняет основные черты в неизменности. Не часто такое встретишь! Два года спустя Пембертон распродал свой не слишком прибыльный бизнес, и следующему владельцу, Аза Кендлеру пришлось изрядно потрудиться, чтобы стать единоличным владельцем патента на напиток и основать в 1892 году и поныне здравствующую «The Coca-Cola Company». Именно при нём началась масштабная рекламная кампания кока-колы, в которую и включилась наша красавица Хильда. Вот один из первых постеров с её участием:

Художники менялись, но модель оставалась прежней. Из женщины, которая поёт, Хильда всё больше превращалась в женщину, которая пьёт:

Говорят, Хильда не только позировала для рекламы, но и в обыденной жизни была крепко привязана к бодрящему напитку, и – то ли чистосердечно, то ли по условиям контракта – пропагандировала его перед своими поклонниками и коллегами-артистами, так что вслед за ней местная богема дружно меняла поднадоевший морфий на бодрящую коку.

В 1903 году вышел скандал: газета “New York Tribune” напечатала разгромную статью, в которой утверждалось, что под воздействием кока-колы негры (а в те времена можно ещё было не только открыто употреблять кокаин, но и называть афроамериканцев неграми) – так вот, негры, напившись кока-колы стали чаще нападать на белых людей. Компании всерьёз грозили судом, так что она сочла за благо заменить в рецепте свежие листья коки на выхолощенный жмых и перевести напиток из разряда целебных в разряд просто освежающих. По странному стечению обстоятельств, этот 1903 год стал последним в кока-кольной карьере Хильды.

Ну а если кого-то интересует история самой Хильды, а не знаменитого бренда, то здесь всё банально: родилась в 1872 году в Канзасе, папаша её был пекарем, а мамочка аптекаршей. Девочка с детства мечтала стать знаменитой певицей, и уже в 18 лет, переехав в Бостон, выступала в мюзик-холле. Став лицом Кока-колы, старательно рекламировала напиток вплоть до 1903 года, когда вышла замуж за Фредерика Фловера, племянника Нью-Йоркского губернатора, миллионера и железнодорожного магната. Хильда ушла со сцены и вела бурную светскую жизнь; скончалась в 1932 году в возрасте всего лишь пятидесяти лет (надеемся, всё же не от злоупотребления кока-колой) и похоронена в Нью-Йорке. Вот, собственно, и всё.

А мы пока завершаем до поры до времени нашу кока-кольную серию, хотя в истории этого бренда есть ещё немало интересных дизайнерских и полиграфических артефактов. Но это – как-нибудь потом, ведь, что бы там не обещала Хильда Кларк и её последователи, всем давно уже известно, что слишком много кока-колы зараз – это оооочень вредно.